Персональный сайт Волковой В.Н.
Понедельник, 29.04.2024, 22:20
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Мои уроки [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Методические материалы
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
      ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА   Доклад Волковой Валентины Николаевны, учителя изобразительного искусства.    «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа» В. А. Сухомлинский     Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Необычайный современный технический прогресс, освоение людьми земного и космического пространства, развитие новейших информационных технологий убеждают нас в огромных возможностях человеческого интеллекта. По моим наблюдениям ученики все чаще стремятся получить глубокие знания по техническим дисциплинам, информатике, иностранному языку. Эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке духовное начало, чувство красоты и гармонии. Наиболее благоприятной средой для духовно-нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа.  Задача педагога изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души.  Уроки изобразительного искусства в школе - это уроки духовности. Вот несколько задач, которые я ставлю перед собой на своих уроках: воспитание и формирование у детей высоких нравственных чувств и духовных ценностей, развитие умения восхищаться бесконечным многообразием  и красотой природы, видеть прекрасное во всем, даже самом малом.  Сухомлинский писал: «Через красивое – к человеческому,  такова закономерность воспитания». Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту. Необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений.  Влияние красоты на нежную детскую душу огромно. Если нау-чить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопостав-лять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью, словом,  весь окружающий мир.  Формированию у учащихся правильных представлений об истинной красоте человека способствует рассматривание портретов. Ребята всегда проявляют интерес к этой работе, им интересно, правильно ли они описали и определили характерные черты человека, отраженные художником.  Мне кажется, что эта работа влияет на становление личности учащихся, заставляя их задуматься о своем характере, о поступках. Рассматривая лица людей разных эпох и стран, ребята находят в них те черты прекрасного или безобразного, которые хотели в свое время отразить художники.   И удивляясь переменам в облике людей, их одежде, самой манере художников писать в разных стилях и разными способами, дети способны увидеть, что отношение людей к таким вечным нравственным категориям, как добро и зло, остается неизменным.  Человеческое очарование, радость, нежность, ум, доброта или, наоборот- холодное презрение, горе, злая немощь отражаются в произведениях раннего средневековья, и эпох Возрождения, и наших современников.  И вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может каждый. Искусство побуждает к размышлению, оказывает влияние на нравственные убеждения.  Ведь если ребенок, рассматривая детей, изображенных на картине «Тройка» В. П. Перова жалеет их, проникается сочувствием к их судьбе, умеет сравнить, провести незримую нить от них к своей судьбе, тогда и складывается в нем вполне определенное отношение к таким нравственным категориям, как добро, справедливость, любовь к людям, способность сопереживать. Многие могут возразить, что этого недостаточно для восприятия произведений искусства, что надо разбираться в технике живописи, в переливах красок, тонах, полутонах. Это верно. Но это придет потом, не сразу, с годами, в постепенном общении ребят с изобразительным искусством. В детстве важнее всего чувства, переживаемые юным человеком. И это состояние должно считать стимулом к дальнейшему общению с искусством.  Перед детьми два портрета - «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти и « Богоматерь  Владимирская».  Сравним эти картины. Кто эти женщины? (мамы) Спрашиваю у детей, почему так решили?  «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Это одна из самых прекрасных картин на земле. В центре как бы парит, едва касаясь облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Как зовут ее и младенца?  Давайте еще раз посмотрим на нее и вглядимся в лица Мари и Иисуса. В глазах матери печаль, спокойствие сочетается с тревогой и волнением. У младенца – недетское лицо, очень серьезный и в тоже время испуганный взгляд, обращенный к людям. Она несет своего сына, чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья. А сейчас послушайте музыку, которая живет в этой картине. Дети слушают «Аве, Мария».   Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина – мать.  Есть и разные иконографические типы Богородицы. Перед вами « Богоматерь  Владимирская». Писана она,  по преданию, святым евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Господь Иисус Христос с Пречистой Своею Матерью и Иосифом. Давайте послушаем, какая музыка живет в этом произведении?  В исполнении мужского хора звучит молитва Богородице.  Мы посмотрели 2 портрета, которым можно дать одно название – мать. Это чистое сердце и чистый взор. Это любовь, сияющая из глубин человеческой души. И это поражает, привлекает внимание, вселяет и в других людей благоговение.  Помочь вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало.  Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, вырази-тельных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством  Процесс рисования или конструирования сложен. В нем ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Осознанное желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления творческой, духовно развитой личности.  Темы уроков строятся на осмыслении постепенно расширяющейся сферы взаимоотношений ребенка с окружающим миром: «Я и моя семья», «Я и другие», «Я и мир вокруг меня», «Переживаемые чувства», «Вечные ценности», «Я и мой город», «Я и Россия». То есть духовно-нравственное воспитание определяется основными типами отношений ребенка с окружающим миром: его отношениями с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, с самим собой, с природой. Для этого на уроках изобразительного искусства мной используются следующие методики:  Погружение в воображаемую пространственно-временную среду ( необычную, придуманную или представленную) – различные игры-путешествия. Перевоплощение, мысленное превращение в другого человека либо в предмет.   В этой игре деревья и цветы, явления природы, вещи наделяются образными характеристиками. А это значит, что дети готовы почувствовать боль и радость живых существ, готовы сопереживать им и заботиться о них. Создание атмосферы яркого, эмоционально окрашенного пере-живания. Игра увлекает детей в мир фантазии, усиливает образность и воображение.  Сегодня уже никто не спорит о том, что духовно-нравственное воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, является могучим средством нравственного воспитания, насыщения духовной жизни. Более 24 лет моих наблюдений позволяют убедиться в правильности моих слов.  Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям сегодня очевидна. Заключается она в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять ценность человеческой жизни, установить гармонию с окружающим миром и самим собой.   ЛИТЕРАТУРА  Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе»-М. Просвещение, 2006 Неменский Б. М. «Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству» – М. Просвещение, 2005 Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»- М. Просвещение, 1984 Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М., 1987 Неменский Б. М. «Педагогика искусства» – М. Просвещение, 2007
    Категория: Мои статьи | Добавил: wnwolkowa (12.08.2013)
    Просмотров: 2172 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024