Персональный сайт Волковой В.Н. |
Пятница, 31.01.2025, 12:00 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Доклад
Волковой Валентины Николаевны,
учителя изобразительного искусства.
«Искусство – это время и пространство,
в котором живет
красота человеческого духа»
В. А.
Сухомлинский
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая
ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до
прекрасного. Необычайный современный технический прогресс, освоение людьми
земного и космического пространства, развитие новейших информационных
технологий убеждают нас в огромных возможностях человеческого интеллекта.
По моим наблюдениям ученики все чаще
стремятся получить глубокие знания по техническим дисциплинам, информатике,
иностранному языку. Эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке
духовное начало, чувство красоты и гармонии. Наиболее благоприятной средой для
духовно-нравственного развития личности в современном образовательном
пространстве является школа.
Задача педагога изобразительного искусства, не
ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и
для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом
сохраняя и развивая драгоценный дар живой души.
Уроки изобразительного искусства в школе - это уроки духовности. Вот
несколько задач, которые я ставлю перед собой на своих уроках: воспитание и
формирование у детей высоких нравственных чувств и духовных ценностей, развитие
умения восхищаться бесконечным многообразием
и красотой природы, видеть прекрасное во всем, даже самом малом.
Сухомлинский писал: «Через красивое – к
человеческому, такова закономерность
воспитания». Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к
человеку постепенно и имеет своим истоком красоту. Необходимо, образно говоря,
тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания. Пусть
ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Пусть в его сердце и памяти
навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь
и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений.
Влияние красоты на нежную детскую душу
огромно. Если нау-чить ребенка видеть и понимать ее, анализировать,
сопостав-лять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он
вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои
отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью,
словом, весь окружающий мир.
Формированию у учащихся правильных
представлений об истинной красоте человека способствует рассматривание
портретов. Ребята всегда проявляют интерес к этой работе, им интересно,
правильно ли они описали и определили характерные черты человека, отраженные
художником.
Мне кажется, что эта работа влияет на
становление личности учащихся, заставляя их задуматься о своем характере, о
поступках. Рассматривая лица людей разных эпох и стран, ребята находят в них те
черты прекрасного или безобразного, которые хотели в свое время отразить
художники. И удивляясь переменам в
облике людей, их одежде, самой манере художников писать в разных стилях и
разными способами, дети способны увидеть, что отношение людей к таким вечным
нравственным категориям, как добро и зло, остается неизменным. Человеческое очарование, радость, нежность,
ум, доброта или, наоборот- холодное презрение, горе, злая немощь отражаются в
произведениях раннего средневековья, и эпох Возрождения, и наших современников.
И
вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать
произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может
каждый. Искусство побуждает к размышлению, оказывает влияние на нравственные
убеждения. Ведь если ребенок,
рассматривая детей, изображенных на картине «Тройка» В. П. Перова жалеет их,
проникается сочувствием к их судьбе, умеет сравнить, провести незримую нить от
них к своей судьбе, тогда и складывается в нем вполне определенное отношение к
таким нравственным категориям, как добро, справедливость, любовь к людям,
способность сопереживать. Многие могут возразить, что этого недостаточно для
восприятия произведений искусства, что надо разбираться в технике живописи, в
переливах красок, тонах, полутонах. Это верно. Но это придет потом, не сразу, с
годами, в постепенном общении ребят с изобразительным искусством. В детстве важнее
всего чувства, переживаемые юным человеком. И это состояние должно считать
стимулом к дальнейшему общению с искусством.
Перед детьми два портрета - «Сикстинская
мадонна» Рафаэля Санти и
« Богоматерь Владимирская». Сравним эти картины. Кто эти женщины? (мамы)
Спрашиваю у детей, почему так решили?
«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Это одна
из самых прекрасных картин на земле. В центре как бы парит, едва касаясь
облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Как зовут ее и младенца? Давайте еще раз посмотрим на нее и вглядимся
в лица Мари и Иисуса.
В глазах матери печаль, спокойствие
сочетается с тревогой и волнением. У младенца – недетское лицо, очень серьезный
и в тоже время испуганный взгляд, обращенный к людям. Она несет своего сына,
чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья.
А сейчас послушайте музыку, которая
живет в этой картине. Дети слушают «Аве, Мария». Легко ступая по облакам, Мария спускается к
людям. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная
женщина – мать.
Есть и разные иконографические типы
Богородицы. Перед вами
« Богоматерь Владимирская». Писана она, по преданию, святым евангелистом Лукой на
доске от стола, за которым трапезовали Господь Иисус Христос с Пречистой Своею
Матерью и Иосифом.
Давайте послушаем, какая музыка живет в
этом произведении? В исполнении мужского
хора звучит молитва Богородице.
Мы посмотрели 2 портрета, которым можно дать
одно название – мать. Это чистое сердце и чистый взор. Это любовь, сияющая из
глубин человеческой души. И это поражает, привлекает внимание, вселяет и в
других людей благоговение.
Помочь вырастить и воспитать в ребенке
гармонично духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному
творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал.
Народное декоративно-прикладное
искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на
духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными
мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять
окружающий мир.
Знакомство в яркой и доступной для детей
форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления,
развивает творческое начало.
Дети попадают в мир сказочных образов, ярких
красок, вырази-тельных пластических форм, узоров орнамента. Произведения
народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и
побуждают в них желание самим заняться творчеством
Процесс рисования или конструирования сложен.
В нем ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл
ценность. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Осознанное
желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления
творческой, духовно развитой личности.
Темы уроков строятся на осмыслении постепенно
расширяющейся сферы взаимоотношений ребенка с окружающим миром: «Я и моя
семья», «Я и другие», «Я и мир вокруг меня», «Переживаемые чувства», «Вечные
ценности», «Я и мой город», «Я и Россия». То есть духовно-нравственное
воспитание определяется основными типами отношений ребенка с окружающим миром:
его отношениями с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми
людьми, с самим собой, с природой.
Для этого на уроках изобразительного
искусства мной используются следующие методики:
Погружение в воображаемую
пространственно-временную среду
( необычную, придуманную или
представленную) – различные игры-путешествия.
Перевоплощение, мысленное превращение в
другого человека либо в предмет. В этой
игре деревья и цветы, явления природы, вещи наделяются образными
характеристиками. А это значит, что дети готовы почувствовать боль и радость
живых существ, готовы сопереживать им и заботиться о них.
Создание атмосферы яркого, эмоционально
окрашенного пере-живания. Игра увлекает детей в мир фантазии, усиливает образность
и воображение.
Сегодня уже никто не спорит о том, что
духовно-нравственное воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный
педагогический процесс. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека,
является могучим средством нравственного воспитания, насыщения духовной жизни.
Более 24 лет моих наблюдений позволяют убедиться в правильности моих слов.
Необходимость приобщения подрастающего
поколения к вечным истинам и духовным ценностям сегодня очевидна. Заключается
она в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять ценность
человеческой жизни, установить гармонию с окружающим миром и самим собой.
ЛИТЕРАТУРА
Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в
современной школе»-М. Просвещение, 2006
Неменский Б. М. «Методическое пособие к
учебникам по изобразительному искусству» – М. Просвещение, 2005
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и
сердца»- М. Просвещение, 1984
Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о
проблемах эстетического воспитания» - М., 1987
Неменский Б. М. «Педагогика искусства» –
М. Просвещение, 2007
|
Категория: Мои статьи | Добавил: wnwolkowa (12.08.2013)
|
Просмотров: 2233
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|