В
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Волкова В.Н.
МАОУ «СОШ№2 с УИОП» г. Губкина Состояние
здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и
государства. В.А. Сухомлинский, глубоко осознающий важность сохранения и
укрепления здоровья подрастающего поколения, писал: « Я не боюсь еще и еще раз
повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». [ 1]
Задача
любого учителя, в том числе и учителя
изобразительного искусства, состоит в
следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества, и найти методы, адекватные его
психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления
ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.
Существует ряд условий
при организации учебных занятий по изобразительному искусству, которые
способствуют сохранению как физического так и психологического здоровья детей.
Планируя урок, педагог должен продумывать организационно-педагогические условия
проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности;
проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности,
упражнений для зрения, гимнастики мозга, точечного массажа,
физкультминуток; обеспечение двигательной активности (учащиеся по мере
необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует
смене деятельности, небольшому отдыху). Очень внимательно нужно следить за
осанкой учащихся, можно разрешать ребенку работать стоя, если ему так удобно и
при этом он не мешает другим обучающимся. Обязательным условием является соблюдение
правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма,
и санитарно-гигиенических требований.
Уроки
изобразительного искусства – особые уроки. Ученики собственные наблюдения, переживания,
рисуя, учатся выражать в цвете, линиях,
образах. Рисовать можно все: доброе и злое, прекрасное и ужасное. Важно научить
правильно воспринимать различные явления. Детский рисунок – это сильное
психологическое развивающее средство. Зачастую, ребятам уже в раннем возрасте
приходится сталкиваться с сильными психическими напряжениями. Занимаясь
рисованием, ребенок переносит на бумагу свое эмоциональное состояние. Любой
рисунок, каждое произведение художника может оказывать на человека то или иное
воздействие и иметь свою энергетику – позитивную или негативную. Здесь все
имеет значение: само изображение, цветовая гамма, настроение, с каким художник
рисовал или писал картину.
Если после работы красками или
карандашами удается достичь психического равновесия, то можно говорить о том,
что изобразительное искусство играет
важную роль в сохранении здоровья.
Для соблюдения
психологического климата в классе полезно наличие эмоциональных разрядок:
шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм,
музыкальная минутка, стихотворное приветствие собственного сочинения в начале
урока, подбадривающие слова и стихи в процессе выполнения задания.
Немаловажное значение
принадлежит наличию мотивации деятельности
учащихся на уроке. Это и внешняя
мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; и стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес
к изучаемому материалу.
Обсуждение своих работ и
работ одноклассников – один из важных моментов урока. Необходимо сразу
скорректировать высказывания ребят. Обсудить то, о чем та или иная работа, что
хотел сказать автор, какие образы, цвета помогли это сделать. Разговор о
качестве работы нужно оставлять для индивидуальной беседы, делая конкретные
замечания и практические рекомендации. Часто ребенку трудно объяснить, почему
он нарисовал тот или иной предмет выбрал какие - либо цвета. Язык цвета
помогает окружающим понять юного художника.
Наблюдая за творчеством
учащихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю
нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих
работах. После того как у учителя появится информация о детских цветовых
предпочтениях, можно приниматься за анализ этой информации.
Синий – потребность в
покое и отдыхе. Зеленый цвет олицетворяет гордость, стремление к независимости,
заботе о здоровье. Красный – энергия, радость от своей деятельности. Желтый –
необходимость в радостных переживаниях, реализации своей мечты. Фиолетовый –
сентиментальность, жажда романтических приключений. Оранжевый – стремление
человека к самораскрытию и установлению контактов с окружающими. Оранжевый –
это цвет освобождающий. Раскрепощающий, способствующий терпимому и доверительному отношению людей
друг к другу. [ 3]
Каждый
педагог волен использовать любые технологии в зависимости от своей
педагогической компетентности, но к здоровьесберегающим будут относиться
педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или
косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные
условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. [ 2]
1.
Возвышаева
И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации:
Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. –
2001, №1.
2.
Горяев
В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников.
1999,№1.
3.
Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их
мотивы. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995
статье представлены материалы по здоровьесберегающим технологиям на уроках изобразительного искусства
|